Битва за тони | Кила на Кижи

25 июля 2019

"Битва за Кижские тони - одно из самых ярких событий музея Кижи!"

Такую фразу мы услышали от гида на следующий день после мероприятия. Улыбка ещё долго не сходила с моего лица: цель достигнута - дело сделано!

Небольшая предыстория наших отношений со Всероссийским музеем-заповедником "Кижи".

Началась она в 2017 году. Случайное знакомство сотрудников двух музеев: музея-заповедника "Кижи" Марины Ноженко и ВИЭМ Игоря Кондратьева оказалось совсем не случайным.
Несколько лет назад до рокового знакомства Марина прочла расшифровку записей экспедиции по заонежью от своих коллег, где описывалась игра в килу. По её словам, как профессиональный гид она отметила для себя этот интересный факт, но даже и не могла представить возможным, что эта игра обретёт вторую жизнь.

И всё могло бы пойти иначе: запись просто отправилась бы в архив, если бы от Игоря не прозвучала фраза "а мы в килу играем"))
Я могу примерно себе представить, как эта фраза молнией пронзила Марину!) Вот, кстати, реально молния, потому что после неё начал разгораться пожар! 
Мгновенный звонок мне. Мы оба понимали друг друга с полуслова и оба, не озвучивая, чувствовали на каком-то интуитивном уровне насколько перспективной может быть наша совместная затея.

В итоге, Марина пробила возможность приехать 2-м представителям Федерации килы в июле 2017 года на кижский турнир по футболу, чтобы там провести мастер-класс по киле. Мастер-класс прошёл слабенько, конечно, всё-таки событие было другое. Но первый шаг сделан!

 

Стало ясно, что килу нужно выделять в отдельное мероприятие. Так была создана концепция турнира "Кубок Русского севера", который должен был состояться летом 2018-го.
К турниру готовились загодя. Марина со своей стороны, я со своей. Самая большая сложность и препятствие - это логистика. Кижи - это остров, на который можно попасть только катером (цена на который, как цена билета на поезд Москва - Петрозаводск). Катер ходит с интервалом 3 часа. При этом, менять катер нельзя: на каком приехал на таком и необходимо уезжать. То есть на весь турнир у нас было чуть больше 2-х часов! Очень мало и очень нервно. Тут нужно отдать должное ватагам, которые согласились участвовать в таком турнире и и стерпеть логистические издержки: Внуки Здоровца, Северные волки, Карельские оружейники.
"Кубок Русского севера" получился ярким турниром! Особенно, благодаря местной ватаге "Кижи", собранной прямо перед турниром из сотрудников музея и росгвардии. Игроки держали интригу в борьбе за бронзовые медали, забрав их у опытных Северных волков!

 

Но, сам формат присутствия килы на острове в виде спортивного турнира заставил меня крепко задуматься. Неразрешимые проблемы: сложность логистики, ограничение времени пребывания на острове и поле, не соответствующее спортивным стандартам, ставили крест на дальнейшей жизни турнира. Поэтому уже на следующий день я поделился с Мариной идеей перенести спортивный турнир на стадион в Петрозаводске, что решит основную проблему логистики, а на самом острове провести показательное костюмированное шоу на основной экспозиции музея, где идёт поток туристов.

Марина согласилась с моими доводами, да и сама загорелась идеей шоу, придумав ему название «Битва за тони». Оставалось самое сложное: презентовать эту идею руководству и получить от них одобрение. И тут началось самое интересное.

«Битва за тони»

Должен признать, упорство Марины и её неотступность — главная причина итогового воплощения задумки в жизнь. Приходилось несколько раз отстаивать свою точку зрения, спорить, настаивать, доказывать. Смею предположить, что Марина просто поставила на кон всю свою репутацию и уважение, заработанное десятилетним трудом. Она рискнула по-крупному, отстаивая нашу идею и килу на Кижах в целом. И за провал отвечала бы тоже только она, потому что «битва за тони» проект, закреплённый за Мариной.

Рисковал и я, хоть я и был уверен, что проект выстрелит, и по-факту Марина мне доверилась полностью — а это очень дорогого стоит и такое доверие нельзя подрывать. Тем более в случае провала речь могла идти вплоть до увольнения.
Во-вторых, я рисковал репутацией Федерации килы, как доброго друга музея Кижи. Эта репутация и статус нам дороги: помимо предоставления уже имеющихся этнографических сведений о киле, столь ценных для нас, музей продолжает вести научную и экспедиционную деятельность и с этого года вопросы о бытовании килы включены в сферу научного интереса, что, возможно, приведёт в дальнейшем к ещё более интересным открытиям!

Более того, проект был нагружен непрогнозируемыми факторами, такими, как погода и приезд Внуков Здоровца (об их роли я расскажу чуть позже).

Почему приезд Внуков я тоже отнёс к рискам? Отнюдь не потому, что люди необязательные. В самих парнях у меня не было сомнений. Рискованным была затея ехать на машине — в дороге всё-таки случиться может всякое, тем более 700 км ехать. Плюс Игорь Кондратьев стал чиновником, что тоже накладывает определённые ограничения на свободу перемещения в критичные для города дни (крупные праздники, приезд больших людей и т.д.). А значит, если не едет Игорь — с вероятностью 80% не едет никто из Внуков. Всё-таки атаман — звание не с потолка взятое.

И нужно отдать должное директору музея Кижи — Богдановой Елене Викторовне. Несмотря на противоборство идей и стратегий, она всё же позволила нам с Мариной рискнуть и дала добро на реализацию концепции. А в её статусе это тоже риск. Ведь, в конечном счёте, за всё отвечает директор.

В общем, риск был велик и в масштабе личности, и в масштабе всего проекта.

Как выглядело это шоу и чем было наполнено можно прочитать на сайте музея http://kizhi.karelia.ru/info/about/pressrelease/2019/11812.html

Я пересказывать не буду. Категорически только с названием не соглашусь:) Но, видимо, нам предстоит ещё много работать, пока не накопится критическая масса людей, понимающая, что это две разные игры, родственные лишь спортивной классификацией — и то и другое командные контактные игры с мячом.

 

Я расскажу о том, что осталось за пределами прочитанного в статье.

Во-первых, с погодой нам невиданно повезло. Чудом назвать — ничего не сказать. Вплоть до нашего приезда лили дожди и дул ледяной ветер. В дни пребывания на острове встала безоблачная солнечная погода, жаркая даже по меркам центральной России! Что обеспечило комфортное пребывание туристов на острове, сочные фотки и наши румяные от загара лица.

Во-вторых, поездка Игоря накануне была под большим вопросом. Нет, под очень большим вопросом! Так как в прошлые выходные в Торжок приезжал патриарх Кирилл, а это значит — весь город стоял на ушах и все чиновники обязаны были присутствовать. Уж не знаю, каким образом Игорь вырвался, и сколько бочек воды из Здоровца пришлось ему за это отдать, но во многом его присутствие на острове стало одним из ключевых в успехе шоу! Его харизма, скоморошеская кровь и опыт гида во многом выкрутили яркость проекта до необходимого уровня.

В-третьих, Внуки доехали! На пятёрке классике.)) Впятером! С прицепом! Но доехали.

В-четвёртых, сотрудники музея и росгвардии выстроили свои графики так, чтобы освободить день под участие в киле. Кому-то пришлось брать выходной, кому-то работать сутки. За что им тоже преогромная благодарность, ведь для полноценной килы нужно было хотя-бы 8-10 игроков.

Кстати, интересный факт, наш приезд на остров совпал с приездом главы центрального банка России — Эльвиры Набиуллиной. Жаль только, что кила была не в день её приезда, а на следующий. Но Игоря, идущего навстречу в маске и с балалайкой наперевес она точно запомнила:))

Что в итоге? Такое ощущение, что «дух килы» уговорил Бога или Богов (тут уж кому как ближе) все риски разрешить положительно и все нити связать в один узел. Киле нужно было вернуться на остров Кижи— и она вернулась. Ярко, эмоционально и главное — в сердца людей.

Вместо эпилога

Сейчас пойдут благодарности.

От всего сердца благодарю директора музея-заповедника «Кижи» Богданову Елену Викторовну; лучшего гида России Марину Ноженко; ватагу «Внуки Здоровца» и лично Игоря Кондратьева; Геннадия за добросовестное исполнение роли «старца»; всех гидов, кто водил свои группы смотреть на килу; всех мужчин, кто рубился в килу; всех женщин, кто болел; поваров, кто готовил кашу с чаем; Игоря-фотографа за сочные фото; звукорежиссёра площадки; землю Кижи, воду Онеги, чистое небо Карелии.

 
Дмитрий Черняк

Вернуться к новостям