Дети обожают килу. Как им помочь в ней развиваться?
29 ноября 2018
Дмитрий Черняк:
Привет, Игорь! Сегодня мы возьмем у тебя интервью, чтобы рассказать всем подписчикам нашего сообщества и всем, кто интересуется миром килы, что происходит у тебя в Краснодарском крае. Какое грандиозное событие, действительно масштабное и очень важное для всего движения в целом. И было бы несправедливо не акцентировать на нем внимание, поэтому нужно исправить эту ситуацию. То, что делаешь ты, поистине заслуживает пристального внимания и широкого освещения как минимум в среде нашего сообщества и всего мира килы. Так что, пожалуйста, максимально ёмко опиши, что это за проект и какие у него цели. Почему он родился, почему ты подумал, что нужно сделать так, а не иначе - что нужно проводить килу не в городах, а именно в поселках и хуторах? Почему именно среди детей? И расскажи, пожалуйста, с какими трудностями тебе пришлось столкнуться на первоначальном этапе формирования? Я знаю, что вы выиграли региональный грант для этого проекта. Какие шаги ты начал делать для его реализации, что пришлось предпринять, чтобы всё пошло?
Игорь Бирюков:
Дмитрий, добрый день! Вкратце рассказывая о нашем движении, могу сказать, что это всё делается в рамках проекта «Сохраняем традиции, укрепляем дух». Название говорит само за себя. По сути, мы действуем в рамках гранта Губернатора Краснодарского края, который мы выиграли, для духовно-нравственного и физического здоровья населения Краснодарского края. Почему именно в сельской местности? Потому что если мы возьмем город как таковой, то в нем контент перенасыщен, современным языком говоря. Очень сложно завлечь, что-то сделать. А что касается сёл и хуторов, то там все гораздо реальнее. Реальнее чем? Дети сами ищут, самоорганизуются, им это интересно. Если мы возьмем одну из ватаг хутора Первомайский, то там двумя образующими это поселение центрами, собственно говоря, являются школа и дом культуры. Всё! Больше ничего там нет, никакой спортивной секции. Поэтому дети с удовольствием посещают занятия, тренировки, выезды, переживают. Хутор Родниковский, там тоже дом культуры и школа. А в станицах Советской и Бесскорбной ситуация поинтересней, там есть спорткомплексы. Но, мы делаем аспект на килу, как таковую. И это вызывает у ребят огонь в глазах, желание играть и быть участниками этого проекта.
Второй момент. Почему именно дети? Во-первых, потому что это наше будущее. То, что мы закладываем в них именно сейчас, потом даст всходы. И, слава Богу, так случилось, что я уже довольно много и долго работаю с детьми. У меня профессиональное педагогическое образование. Начинал я учителем физической культуры в школе. Поэтому опыт у меня есть, опыт организации соревнований, настройки детей, привлечения их в спорт. А через это прививаются и духовно-нравственные качества. Кстати, это тема моей кандидатской диссертации философских наук. Именно о влиянии спортивных событий на морально-нравственные качества детей и молодежи.
Теперь о самом проекте, он заключается в следующем. Предварительно мы встречались, разговаривали с директорами школ и обсуждали этот вопрос. Мы пригласили четыре сельских населенных пункта: х. Первомайский, непосредственно относящийся к Армавиру, и три пункта, относящиеся к Новокубанскому району – ст. Советская, ст. Бесскорбная и х. Родниковский, таким образом расширяя нашу детскую лигу и географию проекта. В течение полутора месяцев мы приезжали к ним, формировали ватаги, рассказывали, объясняли, проводили тренировки. Было три предварительных тренировки, где мы показывали работу с мячом, тактическую составляющую, нюансы игры. То есть, готовили их ко второй части нашего проекта. Дети приходили, кто-то уходил, кто-то оставался, всякая реакция была. Но вот костяк, что удивительно, кто изъявил желание и пришел на первые тренировки, они остались. Самое интересное, что они самоорганизуются, нам не нужно подключать директоров школ и завучей. Им самим это интересно.
Вторая часть нашего проекта заключается в том, что мы организуем для них полноценный чемпионат. То есть, в рамках гранта заложен целый автобус, который встречает и возит их от игры к игре. Это долгоиграющая штука, настоящий полноценный чемпионат. В день по одной игре с интервалами в один, два или три дня. Получается, каждая ватага принимает у себя дома три другие ватаги и, соответственно, ездит в гости к ним. Итого, у каждой команды проходит три домашних и три выездных игры – всего по шесть игр. Таким образом, у нас уже прошел первый тур. Можно уже говорить о каких-то результатах, и мы будем их активно освещать.
Также в рамках гранта у нас, конечно, запланировано посещение значимых мест. То есть это краеведение, дети ходят либо на святые источники, либо в храм, мемориальные доски, музеи, созданные после Великой Отечественной войны. В общем, получают интеллектуальную, краеведческую составляющую. Их также всегда ждет культурная программа, естественно, в русском традиционном, в кубанском стиле, где для них выступают, поют тоже дети. В Первомайском мне понравилось, что дети вначале играют, а потом выходят на сцену и тут же поют. То есть раскрываются в разных категориях. Программа дает им раскрыть свой потенциал, а то сидят и ничего не видят.
Какие трудности у нас встретились? Прежде всего, мы даже не ожидали, но был риск травматизма. Потому что 9, 10 и 11 классы, в которых мы уже проводили килу, уже понимают риски и где-то играют более аккуратно.Но тот возраст, который мы взяли для проекта, 5-8 классы, оказались абсолютно «бешеные», неуправляемые, готовые «убивать» друг друга. Они тем самым могут травмировать не только кого-то, но и прежде всего себя. Поэтому мы сделали вывод, что не стоит им давать сразу все правила килы, а следует идти от простого к сложному. Так у нас с Дмитрием Черняком и родилась концепция специальных детских правил, чтобы не было травм. Потому что, не дай Бог, кто-то что-то сломает.. Ну, то есть будет повышенный шанс сломать. Например, есть риск 2% сломать палец или ногу, а есть риск 50% ввиду каких-то неправильно выполняемых технических действий. И тут же можно будет сказать, что кила в данном регионе накроется медным тазом. У нас был эпизод, что в одной из школ парень получил травму, ничего не сказал и продолжил играть, а потом у него вечером нога опухла. И после этого та школа у нас отпала. Ну, слава Богу, у нас их три в станице Бесскорбной, поэтому мы с лихвой возместили потерю одного учебного заведения.
Каковы же эти правила? Это отменить любые захваты и зацепы ниже пояса, потому что бывают очень неприятные ситуации, когда падают. Также толчки в спину, в плечо, в заднюю часть. И, что самое важное, мы выработали концепцию «третий лишний». То есть, один игрок играет только с одним игроком. Потому что бывает, когда играет куча мала, игроки чаще всего заваливаются как попало, и очень большой риск зажатия ног, мышц при падении. Поэтому этот момент исключили, чтобы не было подобных травм. Сейчас когда мы все это проводим и тестируем, мы понимаем, что стало интересно смотреть. Дети творчески подходят к игре. Не просто берешь мяч и бежишь, а начинает работать голова – как передать мяч, как исключить ненужную беготню и стыки. Забыл еще сказать по поводу толчков. В зальной версии килы толчки тоже не нужны, потому что там стены, и в них можно улететь и травмироваться, опять же как и при падении на пол на большой скорости. По крайней мере, в детской киле вводить их не стоит. По последним играм по себе могу сказать, что практически исчезло чувство того, что будет травма. Оно у меня сидело постоянно, а теперь просто исчезло. Я наблюдал, судил и радовался от достигнутого результата.
Также хочется сказать, почему именно дети. Они вырастают, и у них потенциал гораздо больше. Мы понимаем, что это проект долгоиграющий сам по себе, на несколько лет. Когда они повзрослеют, они приедут учиться в Армавир, и кила будет для них уже знакомым явлением. Они легко включатся, войдут и станут частью, дай Бог, уже нескольких ватаг, такого некоего симбиоза. Как у нас будет развиваться организация еще непонятно, но мы уже будем базой для килистов нового поколения, когда у них порог вхождения будет более ранний, соответственно больше опыта, больше понимания игры. И будет возможность говорить о конкуренции среди них и в целом как о такой уже сформированной ударной и хорошо организованной силе. Ну это пока так, начало.
Резюмируя, что можно сказать. Это уникальный проект для мира килы как таковой. Полноценный чемпионат, растянутый на два месяца, с выездами и с домашними играми. В конце будет большой турнир, он запланирован у нас на декабрь. И что самое интересное, мы можем проследить динамику изменения состояния сознания детей, которые задействованы в проекте. Мы идем к некоему образу килиста. Это идеал, духовно нравственный человек, который стоит несколько выше, скажем так, над обыденным. И мы посмотрим, сформировались ли какие-то полезные навыки, умения. На выходе мы сможем это увидеть.
Дмитрий Черняк:
Да, спасибо! Сразу родилось еще несколько вопросов. Первый вопрос. Мы с тобой совместно выработали эти три базовых ограничения для детской килы – запрет захватов ниже пояса, толчков в спину и в плечо (впрочем, толчки в запрете не только в детской киле, а и во взрослой) и правило «третий лишний». Эти отличительные особенности детской килы приведут к тому, что риск травм сведётся к минимуму. И тебе стало интересней наблюдать, и ребятам стало интересней играть. Ты, соответственно, перестал переживать, за то, что будет какая-то травма на рядовой тренировке или рядовой игре. Соответственно, сам вопрос к тебе. Как ты считаешь, есть ли смысл ввести правила «третий лишний» во взрослую килу? Будет ли это адекватно, есть ли в этом необходимость? Второй вопрос. Как ты считаешь, детская кила с её правилами и ограничениями действует до какого класса или до какого возраста? Грубо говоря, до 14-16 лет детская кила с ограничениями, а после начинается взрослая кила со всеми стандартными правилами, по которым мы все играем? Третий вопрос будет немного не по теме, но все-таки, я думаю, нашей аудитории интересно будет с тобой немножко познакомиться поближе. Ты являешься, насколько я понимаю, преподавателем команды по американскому футболу «Архангелы». Какие фишки из американского футбола ты применяешь в своих тренировках по киле? И всё-таки еще один вопрос на эту тему – почему ты вообще взялся за развитие килы, до этого активно играя и тренируя команду по амфуту? Чем тебя привлекла кила? Потому что пока твой случай первый, что человек из мира американского футбола вдруг стал активным поборником килы и активно включился в ее развитие. У нас есть активный пример из г. Монино. Это ребята-регбисты и тренер по регби, Костя Арыков. Они активно включились в развитие килы без каких-либо предубеждений и без какого-либо, скажем так, высокомерия со стороны более развитых видов спорта. Со стороны американского футбола ты самый первый. Ибо вся остальная реакция, которая была у игроков амфута – то же самое высокомерие, как и у большинства регбистов, их несерьезное отношение. Вот, мне интересно, что ты увидел в киле такого, и почему ты настолько активно включился в ее развитие?
Игорь Бирюков:
Так, будем отвечать по порядку. Первый вопрос по правилу «третий лишний» во взрослой киле. Я думаю, это правило родилось именно в силу не совсем адекватной применимости технических действий у детей-школьников. Поэтому это естественная преграда для их ограничения. Во взрослую килу, по-моему, это не стоит вводить, но можно протестировать. Возможно, взрослая кила будет тактически интересней выглядеть именно по разбору игроков, по завязыванию, сбросу с себя, переключению. Эти тактические комбинации в обороне будет интересно наблюдать, но тогда она потеряет именно возможность вязать игрока.. А это также специфическая вещь. Поэтому я бы пока не стал вводить во взрослую килу это правило. Может быть, это действительно будет чисто детской фишкой, но, опять же, это нужно протестировать. Потому что интересно держать двоих игроков обеими руками, при блоке, например.
Второй вопрос, относительно возраста детской килы. Практически все дети могут играть с 14-15 лет уже адекватно, воспринимать ситуацию и действовать аккуратно без лишнего травматизма. То есть, когда у них рациональное мышление уже будет превалировать над эмоциями, эмпирикой. Но, с точки зрения здравого смысла практика показывает, что по травматизму, пока они несовершеннолетние, до 16 лет, думаю, ограничения должны быть. А потом возможен переход во взрослую килу, как и по правилам других видов спорта, с письменного разрешения родителей. Если этого нет, значит, до 18 лет. Потому что, опять говорю, это может плачевно закончиться и поставить просто жирнющий крест на развитии килы в регионе. Ну, если не крест, то многоточие уж точно. Так как любая нелепая травма вследствие непродуманности правил может сильно повлиять на дальнейшее развитие событий. Так что взрослая кила с 16 лет и письменного разрешения родителей – самый логичный вариант.
Третий вопрос, относительно американского футбола. Да, действительно, есть такой момент, что амфутеры очень предвзято относятся к киле. Я тоже столкнулся с этим на примере своей команды: «Что такое кила? Ерунда, забава какая-то!» На самом же деле, чем она мне интересна? Я вижу в ней огромный потенциал именно в плане доступности. Ам. футбол очень сложен, ты не сможешь привлекать к нему детей. Это очень узкое направление, не каждый сможет играть, это очень сложно психологически, физически и тактически. Мы не найдем специалистов, кому амфут был бы интересен в школах. Наша цель еще в том числе и миссионерская. В том плане, что мы через спорт пытаемся воздействовать на личность, улучшать ситуацию в современной России через преодоление девиантного поведения. Кто обычно к нам идет? В основном хулиганы и им подобные. Им это интересно, нам это интересно. И второй момент, в килу в том числе играли и ученики духовных семинарий. Это большой базис для нас, поскольку я являюсь в том числе православным священником. Эта игра очень простая.
Теперь что касается тренировочного процесса. Да, мы по сути адаптировали тренировочный процесс амфута под килу. Смысл в том, что кила только начинает развиваться, и я не вижу смысла изобретать велосипед. Регбисты под себя что-то подстраивают, мы под себя, оставляя те же основные тренировочные упражнения, тактические наработки и отбрасывая ненужные элементы, не соответствующие специфике этой игры. Ну и играем мы как амфутеры – с раскрытием проходов, с блоками, с дальними забеганиями. Со Ставрополем мы недавно играли товарищескую игру, и эта штука у нас неплохо работала – забросы в определенную точку, куда отдельный игрок забегает и принимает мяч, причем не знает изначально, куда этот мяч полетит. Также так называемые «фейки», то есть, когда я показываю одному игроку, что я даю мяч ему, и противник бежит, закрывая этого игрока. А на самом деле мяч остается у меня в руках. Вот такие фишки работают на данном этапе. Как оно будет в дальнейшем, я не знаю, но пока есть смысл их продолжать нарабатывать. Плюс комбинации – один из немаловажных моментов. Что еще интересно? Функциональная подготовленность. Для килы у тебя должен быть очень хороший функционал, чтобы вывозить игру от и до. В амфуте же, как мы знаем, всё идет дозированно – шесть секунд розыгрыш, минуту отдыхаешь. А тут же нужно постоянно бегать, бороться. И она же этим и интересна, что каждый игрок должен думать головой. То есть, если в амфуте у каждого есть поставленная задача, которую игрок должен выполнить, то в киле очень часто приходится соображать по ходу пьесы, как говорится.
[Конец первой части]